В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 25 сентября 2008 года № 107 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" с 1 января 2009 года Министерство труда и социального развития Омской области наделяется полномочиями органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан в части учреждения доверительного управления имуществом граждан, признанных судом безвестно отсутствующими и назначения помощника гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Кроме этого, Указом предусмотрена передача полномочий по опеки и попечительству над совершеннолетними недееспособными и ограниченными в дееспособности гражданами от Министерства здравоохранения Омской области Министерству труда и социального развития Омской области.
Полномочия Министерство труда и социального развития Омской области осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Заявление на получение пенсии и иных социальных выплат от имени недееспособных граждан опекуны могут заполнить по месту проживания недееспособного гражданина в административных округах Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, территориальных органах Министерства труда и социального развития Омской области. К заявлению прилагаются следующие:
- приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным гражданином (и копию этого документа);
- паспорт опекуна и опекаемого (и их копии);
- сберегательная книжка, открытая на имя опекаемого (и копия), если пенсия опекаемого будет перечисляться на расчетный счет;
- решение суда о признании гражданина недееспособным (и его копия).
Для установления опеки или попечительства над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, гражданам претендующим стать опекуном необходимо представить следующие документы:
- заявление о назначении опекуном;
- справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);
- выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
- справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
- справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
- документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
- автобиография.
- Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Для получения разрешения на приватизацию жилого помещения, в котором проживает его подопечный, опекуну необходимо представить следующие документы:
- решение суда о признании гражданина недееспособным (и копию);
- приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным гражданином (и копию этого документа);
- паспорт опекуна (и копию);
- паспорт опекаемого (и копию);
- документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее опекаемому (технический паспорт);
- копия лицевого счёта с постоянного места регистрации опекаемого.
Список документов для освобождения опекуна от опекунских обязанностей.
- приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным (и копию);
- свидетельство о смерти, если опекаемый умер (и его копию).
Список документов для получения разрешения на оформление в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Омской области - психоневрологические интернаты:
- ходатайство из ГУЗ "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова".
- приказ (распоряжение) об установлении опеки над недееспособным (и копию);
- справка из городского филиала ГУ "Центр ТИОО" о наличии собственности у опекаемого.
- копия лицевого счета с места жительства опекаемого.
- акт обследования условий проживания с описью имущества опекаемого.
- паспорт опекаемого (и копия);
- решение суда (вступившее в законную силу) о признании гражданина недееспособным (и копию).
Федеральный закон об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года.